Международная Бизнес- конференция:

Переговоры & Медиация

Мирные решения умножают бизнес-достижения

Премия "За вклад в дело примирения 2018" Объединенный Деловой Совет

Как это было
Премия "За вклад в дело примирения 2018"
Фотографии

Бизнес - конференция 2018
Пресс-релиз
Участники
Презентации

Бизнес - конференция 2017
Фотографии
Участники
Архив новостей
Пресс-отчет

Бизнес - конференция 2016
Фотографии
Программа
Пресс-отчет
Пост-релиз
Презентации
Участники

Бизнес - конференция 2015
Как это было
Анонс релиз
Доклад
Резолюция
Результаты опроса участников

ДОКЛАД

Елены Владимировны Гартвик, председателя челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российского объединения судей», председателя Калининского районного суда г. Челябинска

Уважаемые участники конференции

Цель мероприятия – максимально проинформировать и привлечь предпринимательское сообщество к развитию культуры бесконфликтного разрешения споров.

Тема встречи «Новые технологии разрешения бизнес – конфликтов» - подразумевают альтернативные механизмы разрешения споров (АРС) и понимаются, как законные способы разрешения споров, не предусматривающие обращения конфликтующих сторон в государственные суды.

К ним, в частности, относятся переговоры сторон, претензионный порядок разрешения споров, медиация, третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж.

Альтернативные способы разрешения споров позволяют снизить социальную напряженность, способствуют построению диалога между членами общества, преодолению дисбаланса сил и снижению нагрузки на государственные суды, объективно способствуя повышению качества правосудия и росту доверия к судебной системе.Ни одна судебная система не может обеспечить эффективное разрешение абсолютно любых категорий споров, и Россия здесь не исключение.

Примирительные процедуры в России появились недавно и достаточно быстро развиваются. Сегодня они еще не носят системного характера, поскольку любые новые технологии вызывают недоверие, особенно у государственных органов, деятельность которых строго регламентирована.

Это не значит, что государственные органы не принимают новаций.

Возможность достижения государственными органами плановых показателей деятельности за счет ресурсов других организаций с использованием не запрещенных законом инструментов всегда обеспечивала благосклонное отношение к различным инициативам.

С этой стороны медиация, появившаяся по инициативе Президента РФ и определяемая специальным рамочным законом, является интересным объектом для возможного применения в судах.

Возможность примирения сторон спора – миссия фактически любого варианта разрешения споров как государственного, так и частного.

Вместе с тем, следует отметить, что существенная сдержанность в развитии примирительного судопроизводства в России вполне объяснима: - отечественное юридическое образование, в том числе его процессуальная составляющая, достаточно консервативно, а сам процесс пока совершенствуется лишь за счет, так сказать, внутренних ресурсов. Но и они, скорее всего, небезграничны.

Правило «семь раз отмерь – один раз отрежь» является стержнем российского правосознания и серьезным сдерживающим фактором развития. Однако инициатива имеет место быть….

Так в ряде регионов страны в арбитражных судах и судах общей юрисдикции применяется процедура Медиации…

Несмотря на отсутствие столь необходимой легитимации, судебные примирительные процедуры все равно «прорастают»….

Верховный Суд Российской Федерации в своей Справке от 01 апреля 2015 года по результатам обобщения практики применения Федерального закона N 193-ФЗ «О процедуре медиации» указал, что за период с 2013 по 2014 год медиация после возбуждения производства по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, использовалась в 24 регионах. При этом медиаторы для проведения процедуры медиации непосредственно в здании суда привлекались судами общей юрисдикции в 14 регионах.

VIII Всероссийский съезд судей в своем итоговом постановлении отметил, что внедрение и развитие альтернативных способов разрешения споров по различным категориям дел позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту в разумные сроки. С учетом этого одним из приоритетных направлений совершенствования существующих механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан является развитие примирительных процедур, в том числе посредничества (медиации).

Значительная нагрузка судов Челябинской области по гражданским делам также вынуждает нас искать альтернативные способы разрешения гражданских споров, в частности в области трудовых и брачно-семейных правоотношений, в сфере недвижимости и ЖКХ.

16 июля 2015 года в помещении Калининского районного суда г. Челябинска открыта «Комнаты примирения» для организации работы медиаторов с гражданами, направляемыми судьями районных (городских) судов и мировыми судьями Челябинской области.

За прошедшее время, чуть больше месяца, было 12 обращений о проведении процедуры медиации и заключено 3 медиативных соглашения.

Уже сейчас отмечается рост обращений за примирением после возбуждения судопроизводства, причем не только по инициативе суда, поскольку сами стороны вполне осознают потенциал медиации как института саморегулирования гражданского общества.

Конечно, мы находимся еще в самом начале пути. Есть проблемы в законодательном урегулировании медиации, еще недостаточно отработаны понятийный аппарат примирительных процедур, особенности примирительных процедур по отдельным категориям споров, образцы процессуальных документов и др.

Зачастую стороны узнают о существовании альтернативных механизмов разрешения споров уже в суде. Поэтому нельзя недооценивать роль судей в продвижении данных механизмов.

Несмотря на то, что судебное примирение сторон, строго говоря, нельзя считать самостоятельным способом альтернативного разрешения споров, есть специфика судебного примирения как процессуального механизма понуждения сторон к миру.

Следует особо отметить, что под бесконфликтным обществом понимается общество, в котором законодательно предусмотрена и обеспечена государством эффективная система разрешения споров, дающая участникам спора возможность выбрать и осознанно использовать наиболее подходящий для данного конкретного спора способ его разрешения, не обязательно подразумевающий обращение в государственный суд.

При этом цель динамичного прогрессивного развития общества не может быть достигнута применением устаревшей концепции восприятия правового регулирования как одностороннего силового воздействия нормы на субъект и регулируемое отношение без учета результатов анализа последствий этого воздействия. В результате отсутствия обратной связи усиливаются публичные конфликты. Поэтому не случайно к государственным и муниципальным служащим предъявляются требования уметь избегать конфликтов и предотвращать их.

Отказываясь урегулировать спор самостоятельно, стороны перекладывают ответственность за его разрешение на третье лицо, принимающее решение за стороны (суд, третейский суд). В результате есть победитель и проигравший, но результат полностью не устраивает ни одну из сторон: на его достижение затрачены время, силы, нервы, средства. Кроме того, есть искушение повлиять на решение третьего лица, поэтому предъявляются особые требования к третьему лицу и его квалификации. Эти требования схожи в разных юрисдикциях, поэтому есть все основания говорить о вненациональном характере этих требований.

Альтернативы разрешения споров можно рассматривать как механизм построения бесконфликтного общества, так как они помогают установить диалог между сторонами, прививая навыки общения в правовом поле, позволяют развить способность конструктивно подходить к разрешению спорных ситуаций, способствуют росту социальной ответственности, росту грамотности и взаимного доверия.

В развитии механизмов альтернативных способов велика роль юристов: будущее имеют только те способы, которые готовы применять юристы, о плюсах и минусах, об эффективности применения которых в конкретных случаях они знают, с которыми они чувствуют себя комфортно, которые они готовы рекомендовать своим клиентам. Следовательно, юристов нужно учить, как правильно обращаться с Альтернативными способами разрешения споров.

Таким образом, образование , то есть информирование - главное средство для изменения сознания человека и расширения его культурных границ.

Россия – это страна эмоциональных максимумов со всеми вытекающими из максимумов плюсами и минусами….

Прослойка интеллигенции в России составляет 5 % от общего количества населения. От общего числа населения в 150 миллионов человек это составляет 7, 5 мил. человек.

Согласитесь не так уж и мало.

При этом важна роль Средств массовой информации в формировании общественного мнения.

У нас повышенная конфликтность в обществе – это надо учитывать и стараться не нагнетать ситуацию.

Необходимо также отметить, положительные стороны альтернативных способов, которые недостижимы при судебном рассмотрении спора:

- стремление сторон спора сохранить деловые и партнерские отношения,

- желание избежать огласки конфликта и разрешить спор к взаимному удовлетворению.

Эффективность использования Альтернативных способов разрешения споров при урегулировании многих категорий споров подтверждена мировой практикой.

По данным Центра эффективного разрешения споров Великобритании, 85% споров, которые разрешались путем посредничества в Центре, завершилось заключением мирового соглашения ( при средней продолжительности посредничества в полтора дня), 6 % были мирно урегулированы в течении трех месяцев после проведения посредничества и лишь 9 % были переданы в суд.

Вместе с тем, развитие новых форм правоотношений, а также дальнейшее совершенствование механизмов правового регулирования экономических споров неизбежно рождает необходимость поиска новых путей разрешения конфликтов.Можно с уверенностью говорить о наметившихся в обществе и праве тенденциях, направленных на расширение свободы прав субъектов в разрешении правовых конфликтов, возможностей поиска путей их урегулирования самостоятельно, стремления к диалогу и партнерству.

Широкое применение альтернативных способов урегулирования споров является мерой, обеспечивающей доступность правосудия и возможность эффективного разрешения различного вида споров.

Несмотря на значительные трудности, система альтернативного разрешения споров существует и развивается.

Система третейского производства будет продолжать совершенствоваться.

Медиация создает предпосылки к улучшению обычаев делового оборота и внедрению переговоров в общество, особенно ее разновидность – школьная медиация, которая готовит будущих граждан, наделенных переговорной грамотностью, к самостоятельной взрослой жизни. Смысл системы альтернативного разрешения споров – в ее разнообразии и комплектности.

Ее применение позволит дополнить возможности субъектов права и самого права, но для получения ощутимых результатов требуется время, поддержка государства и общества.

 

03.09.2015г.

Е.В. Гартвик